Программа 3DS МАХ 4
При первом запуске окно программы 3DS МАХ 4 включает главное меню, панель инструментов, окна проекций, командные панели, строку состояния, строку подсказки, средства управления анимацией, кнопки управления окнами проекций.
Главное меню обеспечивает доступ к командам программы, включает:
· File (Файл) — команды открытия, сохранения, просмотра, импорта и экспорта файлов;
· Edit (Правка) — команды отмены и повторения операций, выделения, копирования и удаления объектов, настройки их свойств, регистрации и восстановления состояния сцен;
· Tools (Сервис) — команды активизации различных инструментов преобразований, вызова командных палитр управления изображением и выделением объектов, просмотра списка источников света и их настройки;
· Group (Группа) — команды создания, редактирования и разрушение именованных групп объектов;
· Views (проекции) — команды управления отображением объектов, включая настройку окон проекций и установки дополнительных средств;
· Create (Создать) — команды, которые являются аналогами инструментов, позволяющих создавать объекты;
· Modifiers (модификаторы) — команды активизации более 70 модификаторов;
· Animation (Анимация) — команды управления анимацией;
· Graph Editors (Графические редакторы) — команды управления окнами диалога Track View (Просмотр треков), предназначенные для настройки параметров анимации объектов, и окном Schematic View (Просмотр структуры), предназначенным для просмотра иерархических связей отдельных объектов сцены между собой;
· Rendering (Визуализация) — команды визуализации сцен, создания и просмотра эскизов и готовых анимаций, обеспечивает доступ к окну Material Editor (Редактор материалов);
· Customize (Настройка) — команды для настройки элементов интерфейса и параметров программы;
· MAXScript — команды, предназначенные для подготовки макросов на языке MAXScript;
· Help (Справка).
Главная панель инструментов содержит кнопки, обеспечивающие быстрый доступ к наиболее употребляемых команд и операций, таких как выделение и преобразование объектов, назначение и разрыв иерархических связей, вызов окон редактору материалов, пересмотра структуры и треков, включение режимов визуализации сцены и т п. При разрешении экрана, ниже 1024х768 точек, главная панель инструментов не помещается на экране, но допускает прокрутку путем размещения маркера мыши между кнопками и при нажатой кнопке мыши смещение маркера в форме руки.
Командные панели обеспечивают выполнение основной части операций создания и редактирования объектов сцены, настройка иерархических связей между объектами и их частями, помогают управлять отображением объектов. 3DS МАХ 4 имеет шесть командных панелей: Create (Создать), Modify (Изменить), Hierarchy (Иерархия), Motion (Движение), Display (Дисплей), Utility (Сервис). Выбор командной панели осуществляется щелчком на соответствующем корешке. Командные панели динамически обновляются параметрами каждой функции, которые размещены в панелях, разворачивающиеся.
Окна проекций позволяют отображать геометрические модели, источники света, камеры и другие объекты трехмерной сцены в виде Ортографическая или центральных проекций, а также наблюдать материалы и карты текстур. Каждое окно проекции имеет рамку и имя. Одновременно на экране можно разместить до четырех окон проекций (по умолчанию размещается три окна Ортографическая проекций — Top (Вид сверху), Front (Вид спереди), Left (Вид слева), а также окно центральной проекции Perspective (Перспектива), но активным может быть только одно окно, рамка которого изображается ярко-желтым цветом. Доступны также окна проекций Back (Вид сзади), Bottom (Вид снизу), Right (Вид справа). В окнах проекций по умолчанию отображается координатная сетка, которая относится к соответствующей координатной плоскости глобальной системы координат, и тройка координатных векторов, которые указывают направление осей глобальной системы координат.
Для восстановления пропорций и размеров окон можно при установленном курсоре на линии границы окон воспользоваться контекстным меню и выбрать команду Reset Layout (Восстановить компоновку). Манипулирование изображениями (масштабирование, поворот, прокрутку) можно осуществлять с помощью кнопок управления окнами проекций.
Средства управления анимацией предназначены для настройки поведения объектов сцены во времени. К ним относится кнопка Animate (Анимация), ползунок таймера анимации, строка треков и кнопки управления воспроизведением анимации.
Строка состояния включает:
· Поле «Состав выделенных объектов», где отображаются тип и количество выделенных объектов;
· Кнопку Lock Selection Set (Блокировка выделенного набора);
· «Поля отсчета координат» — отражают координаты положения курсора в активном окне проекции в глобальной системе координат, если не выполняется преобразование объекта, а при преобразованиях они позволяют осуществлять также ввода значений (содержание этих полей изменяется в зависимости от нажатия кнопки Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования);
· Кнопку Absolute Mode Transform Type-In (Ввод абсолютных значений преобразования) — при не нажатой кнопке в полях отсчета при преобразовании смещение отражаются и могут вводиться абсолютные значения координат положения объекта в глобальной системе, при преобразовании поворота — абсолютные значения углов (в градусах ) ориентации относительно каждой из осей, при преобразовании увеличение — абсолютные значения коэффициентов масштаба (в процентах) по каждой из осей, при нажатой кнопке вводятся относительные значения параметров преобразования;
· «Шаг сетки» указывает расстояние между вспомогательными линиями сетки координат активного окна проекции в текущих единицах измерения с учетом масштаба изображения.
Слева от строки состояния размещается поле MAXScript Mini Listener (Отладка сценария MAXScript).
Строка подсказки включает поле подсказки, поле имен временных тегов (меток) и кнопки переключения на использование клавиатурных комбинаций модулей расширения, выбора режима выделения запрета деградации и фиксации привязок.
Для уменьшения или увеличения размера кнопок панели инструментов пользуются командой CustomizeðReferencesðUIDisplay ðUse Large Toolbar Buttons (НастройкаðПараметрыðОтображение пользовательского интерфейсаðИспользовать большие кнопки панелей инструментов). Существует много способов настройки интерфейса 3DS МАХ, большинство из которых представлена командами меню Customize (Настройка).
В 3DS МАХ 4 входит несколько заготовок вариантов настройки интерфейса, которые можно вызвать командой CustomizeðLoad Custom UI Scheme (НастройкаðЗагрузить схему интерфейса). Для сохранения варианта собственного настройки интерфейса используют команду CustomizeðSave Custom UI Scheme (Настройка Сохранить схему интерфейса) (если имя файла DefaultUI.cui, то вариант настройки автоматически загружаться при запуске 3DS МАХ 4).